Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в разных случаях обыватели зачастую разнолико называют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Однако ни одно из данных названий не является верным и научно-обоснованным, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это уникальное название более 7 лет назад, основная масса практикующих судей, юристов, следователей, адвокатов назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертизы.

Из-за столь абстрактного и общего определения данного исследования, в общей практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в адрес какого-нибудь учреждения, где присутствуют тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки).

Возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, из-за чего установленные сроки не выдерживаются в следствии элементарной грамотности указанных выше участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние покрытия проезжей части;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и иных участников по полотну автодороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков и иные негативные условия дорожной ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП.

Кстати, в ситуациях, где основной причиной происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент происшествия.